УЧЕНЫЕ ОБНАРУЖИЛИ «НЕВИДИМОЕ» ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ НА ЗЕМЛЕ

Наука
УЧЕНЫЕ ОБНАРУЖИЛИ «НЕВИДИМОЕ» ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ НА ЗЕМЛЕ

Атмосфера планеты слабо светится в инфракрасном диапазоне.

Ученые обнаружили на Земле еще один вид полярных сияний. Но в отличие от хорошо известного северного сияния они не могут обеспечить яркое шоу для жителей нашей планеты, сообщает Space.com .Северные сияния хорошо известны разнообразием цветов, которые радуют глаз. Они также чрезвычайно интересны ученым, поскольку создаются мощными заряженными частицами, происходящими от Солнца, взаимодействующими с земной атмосферой.

Теперь ученые обнаружили еще одно полярное сияние. Но, в отличие от северного сияния, оно совершенно незаметно для невооруженного глаза.

Группа ученых под руководством Катрины Боссерт из Аризонского государственного университета обнаружили светящиеся в инфракрасном диапазоне полярные сияния. Они возникают в результате взаимодействия заряженных частиц с молекулами углекислого газа в атмосфере Земли.

«Открытие предлагает новый способ наблюдения за полярным сиянием Земли из космоса. Различные выбросы полярных сияний могут быть связаны с разной высотой и энергией частиц», – заявила Боссерт.

По словам ученых, не участвовавших в исследовании, открытие чрезвычайно важно. Оно не только позволяет найти новые пути изучения полярных сияний, но и расширяет наши представления о том, как взаимодействуют космическая среда и верхние слои атмосферы нашей планеты.

Атмосфера Земли похожа на слоеный пирог: нижний, самый плотный слой находится у поверхности (тропосфера, где и происходят процессы, формирующие погоду), а самые тонкие слои находятся наверху. Термосфера и ионосфера перекрывают друг друга, это два самых высоких слоя на высоте от 80 до 700 километров над поверхностью Земли. Именно здесь поступит линия Кармана, определяющая край космоса на высоте около 100 километров над Землей, а типичные красочные полярные сияния возникают на высоте от 100 до 250 километров в результате столкновения атомарного кислорода с энергетическими частицами из космоса.

Но полярные сияния, найденные командой Боссерта, являются результатом взаимодействия с частицами углекислого газа, существующего в разных слоях атмосферы. Такие полярные сияния появляются еще ниже, на высоте около 90 км.

Выявить их удалось с помощью спутника NASA AIRS, атмосферного инфракрасного зонда на борту спутника наблюдения за Землей Aqua. Этот орбитальный аппарат был запущен еще в 2002 году и с тех пор собирает данные о Земле.

Напомним, температура термосферы Земли разогрелась до максимума за 20 лет из-за обрушившихся на нее ударов магнитных бурь. По словам ученых, в дальнейшем температура во втором по высоте слое атмосферы планеты будет расти в течение нескольких лет, поскольку солнечная активность нарастает.